Женина мама услышала другое замечание: «Ваша дочь очень плохо пишет. С ней надо дополнительно заниматься дома».
Конечно, родители девочки тоже были обеспокоены еѐ неудачей. Под руководством мамы она исписала две страницы. Та приходила в отчаяние от каждой ошибки, требовала от дочери старания, упрекала еѐ в лености и отсутствии желания хорошо учиться. Желания писать у Жени действительно не было, поэтому требование мамы писать каждый день по две лишних страницы она восприняла как наказание.
Хотите знать последствия?
У Жени будет быстро накапливаться усталость, процесс письма вызовет неприязнь, а тут ещѐ родительские тревоги и волнения... Каждый раз, садясь за уроки, девочка перестанет ждать удовлетворения и радости от работы, тем самым, обрекая себя на поражение. Учебный труд превратится для неѐ в неприятную и тяжѐлую повинность.
Мама Жени не столько помогла, сколько затруднила учѐбу дочери. А уж превращать учебные занятия в наказания абсолютно недопустимо. Но, признайтесь, многие родители полагают, что чем больше ребѐнок будет тренироваться, тем лучше научится писать. Вот и, получается: плохо напишешь – будешь переписывать и не две строчки, а две станицы. Взрослые забывают, что неокрепшие детские пальчики быстро устают, поэтому к концу непосильного задания работа окажется хуже, чем в начале.
Вероятнее всего, мамины сетования на то, что Женя неусидчива, хочет скорее «отвязаться», не лишены основания. Безусловно, трудно заставить себя заниматься делом, приносящим лишь огорчения, ведь мама сердится, кричит... Вот и превращается учение в мучение!
Наказание следует за наказанием. В результате, в сознании девочки может закрепиться роковая связь: всѐ плохое в еѐ жизни идѐт от школы. А это, в свою очередь, непременно скажется на отношении к учѐбе. Женя будет учиться уже не из желания познать новое, а из страха перед домашним наказанием.
Как можно объяснить такое отношение к маленькому человеку?
Очень просто. Оно определяется родительской позицией – взрослые отождествляют личность ребѐнка с ролью ученика. Да, с приходом в школу главной деятельностью детей становится учение. Но беда в том, что родители рассматривают учебную деятельность как абсолютно главную и замыкают жизнь ребѐнка только еѐ рамками. У бедняги часто не остаѐтся времени даже на любимые занятия, ему некогда поиграть и погулять, встретиться с товарищами. День ото дня интерес к учѐбе у маленького труженика постепенно угасает; а отметка становится единственным мерилом его школьных успехов и залогом родительского расположения. Из ученика, в полном смысле этого слова, он превращается лишь в исполнителя указаний взрослых и «получателя отметок».
Что можно посоветовать в этом случае?
Было бы намного лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, девочка написала бы ещѐ только одну или две строчки.
В спокойной, доброжелательной обстановке, проникаясь верой в собственные возможности, Женя, без сомнения, добилась бы хороших результатов. А в какой общий домашний праздник могло вылиться ликование девочки, когда еѐ прилежание было бы отмечено учительницей! Как бы расцвела она от похвалы перед всем классом! Это больше всего могло убедить Женю, в том, что залог успеха кроется в терпении и труде. И не было бы конфликта, а уроки из неприятной и обременительной обязанности превратились бы в притягательное и радостное занятие.