Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого - либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты.
Еще вариант:
Дайте ребенку картинку с изображением комичной ситуации. При этом скажите следующее: «Сейчас я закончу свою работу, а ты пока посмотри картинку». Сделайте вид, что заняты делом. Пусть ребенок в течение 30 секунд рассмотрит картинку, а вы незаметно наблюдайте за ним. Через 30 секунд заберите картинку и обратите внимание на спонтанные высказывания ребенка. Если он молчит, то через 15 секунд начните задавать вопросы в определенной последовательности.
- Понравилась тебе картинка? Если ответ просто утвердительный, задайте следующий вопрос:
- Что тебе понравилось? Если ребенок не начинает описывать какие-либо фрагменты, задайте следующий вопрос:
- Что там нарисовано? Если ребенок вспоминает мало фрагментов и описывает их вяло, нужно стимулировать его вопросами
- А еще что? Может, вспомнишь? Внимательно слушайте ответы ребенка. Если их все же нет, задайте следующий вопрос
- Смешная картинка? Если ответ просто утвердительный, задайте следующий вопрос
- Что же там смешного? Если у ребенка нет четкого отношения к ситуации, как к смешной, задайте другие вопросы
- А может такое быть на самом деле?
- Может, тут что-то напутано?
Если ребенок сразу оценивает ситуацию, как смешную («Тут все напутано!», «Глупость какая-то!» и т.п.), и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.
При оценке результатов учитывайте
- сам факт адекватного восприятия ребенком ситуации,
- его эмоции при изучении картинки,
- количество воспроизведенных фрагментов.
Чем больше фрагментов картинки запоминает ваш ребенок, чем подробнее он описывает изображенную ситуацию, тем лучше развита его память, чем объективнее он воспринимает увиденное, тем выше его способность обрабатывать информацию.
При недостаточности, на Ваш взгляд, положительных результатов, практикуйте этот метод чаще со сменой жанров картинок.
Вопросы развития любознательности будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей? - утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это?
- Велосипед, что это?
- Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этому особое внимание.