1. Наш собственный опыт уже не годится
Всѐ непрерывно меняется – технологии, мир профессий, рынок труда, спрос на компетенции. Будущее неопределѐнно и неведомо. Нашим детям придѐтся строить свой путь уже в совершенно ином мире, чем приходилось нам.
Поэтому наш собственный опыт, воспоминания о том, как это было в своѐ время с нами, почему что-то "получилось"или "не получилось"в нашей жизни – здесь не подходят.
Своими советами, основанными на собственной "мудрости прежних лет", мы вряд ли сможем помочь можем нашим детям в процессе их профессионально-карьерного самоопределения, но скорее всего – очень легко сможем им навредить. Лучше просто воздержаться от любых советов. Лучшее, что мы можем делать – это рассказывать из чего состоит наша работа каждый день, какие личностные качества, умения требуются, чтобы быть (стать) успешным в нашей профессии и ГЛАВНОЕ: как меняется сама профессия, как много новых вызовов, требований подбрасывает нам быстро меняющаяся жизнь…
2. Дайте детям возможность для проб и ошибок
Нет ничего вреднее для развития человека и общества, чем нынешняя мода на безопасность и стерильность, поддерживаемая слепым родительским инстинктом и призванная защитить детей от всего, что несѐт с собой жизнь.
Великий русский врач и педагог XIX века Николай Иванович Пирогов говорил, что мы должны воспитать из наших детей не тепличные растения, а "атлетов жизненной борьбы".
Психологическая наука достоверно установила, что развитие человека происходит посредством кризисов. И главный кризис связан с переходом во взрослую жизнь, выбором сферы профессиональной деятельности.
Чтобы научиться выбирать, надо совершить череду проб и ошибок. Пробы и ошибки – прекрасный повод для совместного изучения законов самоопределения в меняющемся мире.
Задача родителя – не заслонить ребѐнка от ошибок и от неприятностей в процессе выбора профессии, а оказаться рядом, когда они уже произойдут, и ему понадобится с кем-то обсудить, что произошло и почему.
3. Ищите практики
Подготовка к школьным экзаменам и выбор ЕГЭ, который ребѐнок будет сдавать, не имеет никакого отношения к профессиональному самоопределению. Точно так же не имеют к этому отношения школьная предметная успеваемость и так называемые "предметные способности". Не зря эти способности называют ещѐ "академическими": к жизненной практике они имеют самое отдалѐнное отношение.
Для того, чтобы быть успешным в мире труда и профессий, нужны совершенно другие способности и навыки, узнать о которых можно только в опыте практической деятельности.
Поэтому как можно раньше начинайте знакомить детей с разными профессиями и с теми, кто ими занимается, записывайтесь на кружки, секции, студии дополнительного образования, посещайте Кванториумы и дома детского творчества, ищите возможности для посещения профессиональных проб и профориентационных экскурсий, для участия в разнообразных волонтѐрских практиках.
Прекрасная вещь – хобби, в том числе семейные.
А если ваш ребѐнок уже подростком устроиться на настоящую работу в настоящую компанию или проект – это бесценный опыт для его дальнейшего профессионального самоопределения.
Сначала поработать на нескольких доступных видах работ, а потом уже выбирать, какое профессиональное образование получить – лучший способ профессионального самоопределения, который через некоторое время уже не будет казаться экзотическим.
4. Не перекладывайте выбор на чужие плечи, а готовьтесь к нему заранее
Родители, которые приходят с детьми к психологу-профконсультанту, чаще всего ждут, что консультант сделает профессиональный выбор за них и выстроит для ребѐнка "профессиональную карьеру под ключ". Но если профессию (специальность, вуз, колледж) выбрал не сам человек, а кто-то другой – это "чужой выбор". А значит, в этой профессии (в этом вузе, колледже) человек, скорее всего, потом так и будет чувствовать себя отчуждѐнным.
Но почему в процессе профессионального выбора возникает желание переложить ответственность на чужие? Прежде всего потому, что выбор профессии – действительно очень сложная жизненная задача. Необходимость еѐ решения вызывает стресс. Причина стресса в том, что к такому выбору ребѐнка (да и вас) скорее всего никто не готовил.
Но чтобы необходимость этого выбора не свалилась как снег на голову (в девятом или в одиннадцатом классе школы), лучше самим озаботиться своевременной подготовкой. Пусть в жизни вашего ребѐнка – уже с первых школьных лет – будет как можно больше ситуаций, которые станут для него "тренингом выбора". Периодически обсуждайте с ним решения, которые он принимает, совершая те или иные маленькие выборы в своей школьной и внешкольной жизни.
Почему он поступает так или иначе?
Если ребѐнок научится обосновывать свои решения, считайте, что подготовка к профессиональному выбору началась.
5. Мы выбираем не только профессию, но и образ жизни
И чем дальше, тем больше – именно образ жизни. Какая социально-трудовая роль представляется вам или вашему ребѐнку наиболее привлекательной:
- Наѐмного Работника,
- Человека Служения,
- Фрилансера,
- Предпринимателя,
- Инвестора или даже Безработного?
Это прекрасный повод для обсуждения. Найдите примеры известных вам людей, образ жизни которых определяется разными социально-трудовыми ролями, которые они исполняют.
Прикиньте вместе с ребѐнком, с какой роли лучше всего начать свой жизненный путь.
Какое направление образования, какой профессиональный опыт после школы нужно будет получить, чтобы на определѐнном этапе своей карьеры достигнуть желаемого?
Заодно изучите, вместе с ребѐнком, куда поступают выпускники тех или иных колледжей или вузов, какая у них зарплата после выпуска?
Возможно, ознакомившись с реальностью, ему стоит пересмотреть какие-то представления о своей будущей жизни?
6. На любой работе вашему ребѐнку понадобятся все типы способностей и навыков
Время, когда мы делили профессии на пять сфер ("Человек – Человек", "Человек – Техника", Человек – Природа", "Человек – Знаковая Система", "Человек – Художественный Образ") безвозвратно ушло.
Врач-диагност, работающий на УЗИ – это "Человек – Человек" или "Человек – Техника"?
А автослесарь в автосервисе, взаимодействующий с клиентом? А веб-дизайнер? А педагог в онлайн-образовании? А инженер, должность которого всѐ чаще звучит как "инженер по продажам".
Одним словом, конвергенция (взаимопроникновение) профессий – сложившийся факт. Поэтому, независимо от выбранной "специальности", любому работнику придѐтся работать в нескольких сферах, а то и во всех пяти разом. Это, кстати, хороший аргумент для нас и для наших детей, почему школьное ("общее"!) образование всѐ-таки не совсем уж бесполезная вещь.
7. Карьера строится на увлечѐнности
Наверное, самый частый вопрос, который задают профконсультантам родители: "Какую профессию выбрать – ту, которая нравится или ту, за которую хорошо платят?"
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: как сложится судьба человека, если он выберет профессию, которая ему не нравится?
Вряд ли он сумеет сделать успешную карьеру, то есть – добраться до той ступеньки, на которой действительно "хорошо платят".
Скорее, наоборот: он оставит нелюбимую работу, если у него будет такая возможность, и начнѐт строить свою профессиональную жизнь уже на других основаниях.
Но часто этот ложный шаг – необходимый и даже неизбежный этап на пути обретения зрелости, который предстоит пройти нашим детям.
Важно лишь понять, что ценность представляют не столько сами ошибки, сколько выводы, которые мы из них делаем.
Что же такое профориентация?
Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи молодому человеку в выборе профессии, цель которого - самоопределение.
Можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга.
Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте».
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.
Для профессионального самоопределения:
- характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
- требуются, благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
Для жизненного самоопределения характерны:
- глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
- зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
- зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Для личностного самоопределения:
- характерна невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является... Личностью");
- более подходят не "благоприятные" в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляются именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в "благополучные" эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто "наслаждаться жизнью", как это делает большинство обывателей. Такое самоопределение (в "благополучные" эпохи, полные "соблазнов" и "пошлости") может даже быть более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть "личностью".
Главная проблема, которую решает молодой человек в процессе самоопределения – поиск и нахождение смысла собственной жизни, а также способов, которыми этом смысл может быть осуществлен.
Внимательное изучение мотивов человеческого поведения, в том числе и зарабатывания или обладания деньгами, престижных покупок и поездок показывает, что многие из них совершаются для повышения чувства собственной значимости, т.е. даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом, а повышение чувства собственного достоинства.
Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Выделение чувства собственного достоинства как ―исходной‖ категории позволит лучше понимать многих подростков, их "первичные", более сущностные представления о ценностях и благах, а значит, и о смыслах своей профессиональной жизни.
Основные стратегии профессиональной помощи в ситуации профессионального самоопределения
Условно можно выделить следующие основные группы задач помощи в ситуации профессионального самоопределения:
- информационно-справочные, просветительские;
- диагностические (в идеале — помощь в самопознании);
- морально-эмоциональная поддержка;
- помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:
- проблема решается ―вместо‖ подростка (он занимает пассивную позицию и еще не является ―субъектом‖ выбора);
- проблема решается ―вместе‖ (совместно) с молодым человеком — диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха подросток уже является частичным субъектом самоопределения);
- постепенное формирование у человека готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).
Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с ребенком на втором уровне.
Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда сами могут осознавать "что" и "из чего" они вообще выбирают.
Мы считаем важным решение следующих задач:
- Формирование у старшеклассника образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.
- «Наполнение» этого мира многообразием профессиональных деятельностей, которые позволяют создавать и поддерживать существование этого мира.
- Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире.
- Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.
Грамотно организованное самоопределения – создание условий для пробы себя в разных видах деятельности, в разных обстоятельствах, при различных социальных назначениях, т.е. создать ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.
Пример 1. Решение кейса «Управление»
Попробуйте вместе с ребенком поразмышлять. Очевидно, что в этом кейсе, также, как и в жизни нет единственно правильного решения. Есть решения, которые повысят либо эффективность работника, либо сделают его жизнь комфортнее, все зависит лишь от того, что хочет сам работник…
Администратор кафе «Целитель» Наталья внимательно оценила себя и свою смену и решила, что она должна делегировать подчиненным больше своих обязанностей по следующим причинам.
- Она работает 60 часов в неделю вместо 40.
- Из-за большой нагрузки и попыток успеть все вовремя у нее сложились очень напряженные отношения с некоторыми подчиненными.
- Она плохо спит из-за постоянных волнений и усталости.
- Она понимает, что, занимаясь всем, она не успевает заниматься самым главным — развитием и управлением кафе.
Прошлой ночью она потратила три часа, пытаясь составить список обязанностей, которые она могла бы делегировать семерым своим подчиненным.
- Еженедельный отчет, подготовка которого занимает пятьдесят минут
Этот отчет можно было бы легко поручить Марине, но тогда Марина познакомится с некоторыми цифрами выплат и взаиморасчетов с поставщиками, которые до этого времени не были известны сотрудникам. Хотя в этих сведениях и нет секрета, Наталья чувствует, что она может потерять контроль, если все будут знать, что происходит. - Ежедневные совещания, которые Наталья всегда с удовольствием проводит. Ирина с радостью взялась бы за них — возможно, она бы проводила их даже лучше, чем Наталья. Но Наталья хотела бы оставить эту работу себе, так как эти совещания, по ее мнению, сближают ее с подчиненными и упрощают общение. Эти совещания занимают обычно около часа.
- Ежедневная инвентаризация.
Инвентаризация занимает полтора часа. Наталья уже пыталась делегировать эту работу, но это всегда заканчивалось тем, что она забирала ее назад, так как ворчание подчиненных раздражало ее больше, чем возможность сделать эту работу самой. Кроме того, подсчеты иногда оказывались неверными, и ей все равно приходилось самой переделывать всю работу. В принципе, как кажется Наталье, необходимо передать эту работу Давиду - Отправка по компьютерной сети заказа поставщикам.
Заказ необходимо отсылать каждый день в 16.00. Всего поставщиков трое. Наталья отказалась делегировать эту работу, так как, если заказ сделан недостаточно аккуратно, то она получит выговор от г-на начальника. Михаил делал бы заказы с большим удовольствием, и у него на это есть время. - Повседневная 10-минутная доставка специального отчета в главный офис. Наталья оставила эту работу себе, так как это дает ей возможность выпить чашечку кофе и «поиграть немного в политику»: прояснить обстановку в компании, послушать сплетни, пообщаться с другими менеджерами среднего (а иногда и высшего) уровня.
- Принятие дисциплинарных мер.
Наталья должна принять некоторые дисциплинарные меры по отношению к служащему, постоянно опаздывающему на работу. Наталья с радостью бы передала это Олегу. - Подготовка ежемесячного отчета.
Отчет подробно отражает достигнутые цели и задачи и содержит в себе комментарии к достигнутым результатам. Наталья всегда делала это сама, причины, по которой она не могла бы делегировать эту работу или часть ее, — нет. Можно предположить, что Тамара справилась бы с этим. Составление отчета занимает четыре часа. - Рекомендации по зарплате.
Наталья также должна подготовить рекомендации по зарплате на следующий год, и она считает, что Гоша смог бы помочь ей в этом.
Следует ли Наталье делегировать все восемь обязанностей? Какие именно, если таковые имеются, ей следует оставить себе? Что еще ей следует принять во внимание? Помогите Наталье принять решение, имея в виду следующие цели:
- сэкономить Наталье как можно больше времени;
- освободить ее от незначительных обязанностей;
- улучшить производительность и работу кафе;
- поднять имидж Натальи как администратора.
Возможно, это будут разные предложения…
Пример 2.: Профессиональная проба
У Вас на рабочем месте, у ваших друзей, членов семьи есть возможность предоставить ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности (от курьера до …). Вполне возможно, что Вы сможете договориться с ними (или со своим начальством) и помочь ребенку пройти профессиональную пробу.
Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Коротко говоря, профессиональная проба – это испытание себя в определѐнной профессии.
Программа профессиональной пробы моделирует ситуации проявления профессионально важных качеств, что позволяет учащимся в процессе подготовки и прохождения профессиональной пробы примерить на себя и оценить собственные возможности освоения профессии.
Цель профессиональной пробы - формирование и развитие общих компетенций (soft skills), значимых для дальнейшего профессионального самоопределения, а не профессиональных компетенций (hard skills), значимость которых ограничена рамками данного вида профессиональной деятельности (подробнее на сайте Матрица Soft skills).
Какие бывают профессиональные пробы?
Игровые пробы – реализуются с учащимися младших возрастов (младшие школьники, младшие подростки) на основе сюжетно-ролевых игр, мероприятиях Лицея (вовлечение в мастер-классы).
Учебно-профессиональные пробы – проводятся в ситуации квазипрофессионального контекста (например, в лабораториях, мастерских) либо вне профессиональной среды в одной из нескольких возможных форм:
- ситуативные задания (кейсы), направленные на решение типичных для определенного вида деятельности профессиональных задач или разрешение производственных проблем;
- продуктивные задания (персональные или групповые профориентационные проекты, практические работы предпрофессиональной направленности).
Собственно профессиональные пробы.
В отличие от игровых, учебно-профессиональных и профильных проб, организация полноценных профессиональных проб требует определенных ресурсов (материально-технических, кадровых, информационно-методических), полным набором которых, как правило, не обладает общеобразовательная школа. Поэтому максимально используются механизмы сетевого взаимодействия и социального партнѐрства.
Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, относительно автономную, логически завершенную единицу (модуль) учебно-трудовой деятельности. Программа профессиональной пробы не является программой профессионального обучения, и не нацелена на овладение первичными навыками той или иной профессиональной деятельности. Такие знания и умения формируются ситуативно, выступая как «материал и фон продуктивной работы».
К каждой профессиональной пробе учащийся готовится частично на консультации (если проба осуществляется по индивидуальному запросу) частично самостоятельно, частично на групповых занятиях курса внеурочной деятельности или на классных часах.
В подготовку профессиональной пробы входит комплекс мероприятий:
- Знакомство с профессиями и видами трудовой деятельности, осуществляемой в рамках трудовых обязанностей (интервьюирование профессионалов, анализ востребованности профессии, ее перспектив, форсайт сессия по прогнозированию рынка труда);
- мастер классы, кейсовые задания;
- экскурсионно-выставочные мероприятия;
- деловые игры, дискуссии, практикумы на темы: «Трудовой кодекс РФ», «Собеседование», «Резюме», «Самопрезентация».
Что предлагается в лицее для прохождения профессиональных проб?
В первую очередь – это мероприятия, все виды внеурочной деятельности профориентационного характера, а также региональные и федеральные проекты, такие как:
Проектория - комплекс мероприятий по профориентации, где основное место занимают решения практических задач, которые предлагают компании-работодатели. Ребята выбирают реальную проблему, проводят проектную работу вместе с командой, а потом представляют свое решение на ежегодном форуме. Работодатели таким образом ищут талантливых, неординарно мыслящих ребят и предлагают им работу.
JuniorSkills - чемпионат молодых профессионалов в рабочих профессиях, прототипом которого стало движение WorldSkills. Школьники 10-17 лет соревнуются в 17 компетенциях: кулинарное дело, токарные работы, интернет вещей, мехатроника и т.д. Обычно подает заявку учитель, мастер или педагог дополнительного образования, который хочет, чтобы его подопечные участвовали в соревновании.
Кванториумы - сеть технопарков, где подростки могут бесплатно осваивать высокотехнологичные профессии обычно инженерного или биомедицинского профиля.
«Билет в будущее» - ежегодный проект, в котором дети проходят профтестирование, а затем участвуют в мастер-классах от специалистов выбранных профессий.
Профессиональная проба является обязательной частью образования в основной школе (8-9 класс), способствует принятию решения о профилизации учащихся в 10 – 11 классах, ее прохождение фиксируется в учебном плане учащегося, порядок прохождения определяется
Положением о профессиональной пробе и соглашением между учащимся (с согласия родителей или законных представителей), Лицеем и базой практики.
Требования к соискателю:
По итогам выполнения профессиональной пробы соискатель должен (должна) продемонстрировать знания и умения:
- знание содержания, характера труда в определѐнной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста;
- умения самостоятельно найти теоретические сведения, характеризующие профессионала;
- знание о технологиях выполнения работ по профессии; правила безопасности труда, гигиены;
- основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.
- умения выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией, выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.