Олина мама тоже получила огорчительную весть: «Ваша дочь не работала на уроке труда. Не слушала моих объяснений, испортила заготовку и до конца урока сидела без дела. Пусть дома выполнит задание и принесѐт готовое изделие к следующему уроку!»
Как бывает в жизни?
С Олей дело обстояло следующим образом. Разобравшись в задании и убедившись, что оно очень простое, мама посетовала: «И в кого ты такая безрукая у нас уродилась?» Девочка добросовестно пыталась воспроизвести все необходимые операции, но опять допустила промашку и испуганно заплакала.
Мама пожалела дочку. Труд – это ведь не русский язык и не математика, где, к счастью, у Оли всѐ благополучно. Отправив дочурку спать, она в два счѐта блестяще справилась с заданием дочери.
Конечно, Олина мама оказала девочке дурную услугу. Она вообще решила поработать за неѐ. А всѐ из страха перед возможной ошибкой, из-за боязни трудностей. Но ведь невозможно избежать сложностей в учении, всякая целенаправленная самостоятельная деятельность есть преодоление трудностей. Без проб, часто ошибочных, дело не обходится. И Оля, веди себя мама иначе, сумела бы, в конце концов, добиться успеха.
А что произойдѐт сейчас? Оля привыкнет бездействовать на уроках труда, считая себя «безрукой», но, не собираясь при этом обнаруживать перед классом свою неумелость. Девочка самолюбива, гордится успехами в чтении, языке и математике, а тут этот «проклятый труд»... Вот она и начнѐт лукавить перед детьми и учительницей: «Я лучше дома сделаю, здесь у меня не получится!» И дома всѐ получается – у мамы.
Надо помнить, что ребѐнок учится сам, это его собственная работа, его напряжение, его воля, его умственный труд и физические усилия. Поэтому надо постараться превратить любую его деятельность в привлекательную и желанную. А это возможно лишь тогда, когда школьник убедится – затраченные усилия приносят плоды. Он должен верить, что у него обязательно всѐ выйдет, из маленьких побед сложится большая победа – вот в чѐм смысл и главная радость труда. Именно результат действий доставляет наибольшее удовлетворение, является лучшей наградой за потраченные силы, умножает их, снимает усталость, рождает увлечѐнность трудом.
Однако реакция Олиной мамы даѐт повод для особого серьѐзного разговора. И дело не только в том, что девочка приноровилась сдавать в классе работы, выполненные не ею, а взрослым человеком. Очевидно: толкать ребѐнка на подлог – выдавать чужую работу за свою и получать незаслуженные оценки – мягко говоря, дело некрасивое. Все мы это знаем и понимаем, но подобное случается и нередко. А обман наносит неизгладимый ущерб моральному развитию ребѐнка.
ВСМОТРИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ
Давайте задержим здесь взгляд, посмотрим на проблему с другой стороны.
Чаще всего подделка встречается на уроках рисования и труда. Не выходит рисунок, рисует папа. Не получается изделие, «помогает» мама. Скорее всего, некоторые родители просто-напросто относятся к данным предметам как к чему-то второстепенному, необязательному. Какая несправедливость! Эти предметы не менее важны, чем любые другие.
Рисование воспитывает глаз и руку ребѐнка, совершенствует его восприятие, наблюдательность, развивает эстетический вкус.
А уж уроки труда в первом классе ничем заменить невозможно. Конечно, ребячьи поделки незатейливы: закладки, аппликации, бумажные фонарики для ѐлки... Но детям они дороги и, главное, приносят им неоценимую пользу.
Бумага – тот счастливый материал, который, не прилагая больших физических усилий, можно подвергать самой различной технологической обработке. Она легко гнѐтся, складывается, свѐртывается, режется, клеится. Из неѐ можно конструировать различные модели, которые не только расширяют технический кругозор ребѐнка, но и помогают ему практически уяснить некоторые физические свойства и закономерности окружающего мира. Но всѐ это будет возможно только в том случае, если ребѐнок овладеет кругом необходимых навыков и умений.
Воспитательное значение уроков труда огромно: здесь маленький школьник познаѐт радость созидания. Создавая вещь, он переживает гордость мастера, который самостоятельно изготовил то, чего раньше не было. Это самый зримый, наглядный успех! Дети всегда радуются своей работе. Как же можно лишать их радости!
Наконец, уроки труда несут большую интеллектуальную нагрузку. Здесь нет места простому исполнительству, копированию образца. Сознательный трудовой процесс начинается с постановки цели: сделать определѐнную вещь. Затем следует анализ образца, который дети под руководством учителя проводят самостоятельно, что уже важная интеллектуальная работа. Далее ребѐнок учится планировать свои будущие действия, то есть намечать последовательность практических операций, необходимых для достижения поставленной цели.
Планирование и самоконтроль в процессе работы относятся к общим интеллектуальным умениям и являются обязательным элементом всех видов умственного труда.