Ученые и практики констатируют, что основные проблемы недостаточной готовности ребенка к школе и сложностей адаптационного периода связаны с:
- неверно выбранными приоритетами подготовки ребенка к школе из-за некомпетентности взрослых, страхов родителей, недостаточного знания родителями индивидуальных особенностей своего ребенка, неумение оказать помощь и поддержку в различных видах деятельности, неумение продуктивно взаимодействовать;
- ошибки в выборе школы, учителя для конкретного ребенка с его индивидуальным своеобразием, незнанием специфики образовательных программ школы и неумением оценить и соотнести реальные возможности ребенка с требованиями школы;
- снижение возраста детей, поступающих в школу, проявление физиологической незрелости и недостаточной сформированности произвольного поведения, игнорирование этих особенностей первоклассников современной практикой школьного обучения.
- неясное понимание родителями целей образования, нацеленность на успех в роли ученика, а не на успешность в реализации жизненных целей ребенка.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.
Во-первых, это общее развитие:
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения управлять собой, своим поведением:
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению
Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.